''
Гудвилл (от англ. goodwill) – это нематериальный актив, который возникает как результат приобретения одной компанией другой по цене выше балансовой стоимости. На русский чаще всего переводится как «деловая репутация». Например, бренд компании, пользовательская база, отношения с покупателями, рабочая атмосфера, внутренние технологии – все это составляет гудвилл.
Можно сказать следующим образом: у компании есть материальные активы. К ним относятся станки, офисы, рабочие площади, магазины и заключенные контракты. Но при этом капитализация компании – это не просто сумма всех ее активов.
О гудвилле чаще всего заходит речь, когда рассматривается приобретение или поглощение компании. То количество денег, которое приобретающая компания платит свыше балансовой стоимости покупаемой компании, и составляет размер деловой репутации.
Но гудвилл может быть и меньше нуля – если цена приобретения ниже балансовой стоимости компании. Это называется «отрицательный гудвилл» и свидетельствует о серьезных проблемах в компании.
Гудвилл сложно посчитать, но он определяет сколько придется переплатить потенциальному покупателю. Всевозможные рейтинги самых дорогих мировых брендов тому отличный пример. Бренд Apple, Google или Procter & Gamble – очень дорогой нематериальный актив.
Если компания рыночная, то ее гудвилл оценивается рынком. Если частная, то ее гудвилл будет оцениваться при потенциальной покупке другой компанией.
Рассмотрим следующий пример. Компания X покупает 100% компании Y, при этом X платит больше стоимости чистых активов компании Y. Рассчитаем гудвилл компании Y:
Дебиторская задолженность: 20$ млн.
Инвентарь: 10$ млн.
Кредиторская задолженность: 12$ млн.
Чистые активы: 20 + 10 - 12 = 18$ млн.
Компания X заплатила 25$ млн. Таким образом, деловая репутация компании Y составит 25 - 18 = 7$ млн.
В 2017 году «Роснефть» судилась с изданием РБК из-за статьи, которая по утверждению «Роснефти» нанесла вред гудвиллу компании. Нефтяной гигант утверждал, что из-за публикации его убытки составили 3,179 миллиарда рублей. Но при этом ни в рыночной капитализации, ни в сделке с Glencore, ни на контрактах это не отразилось. В результате суд не удовлетворил иск о взыскании полной суммы, так как факт наличия существенного вреда гудвиллу доказать не удалось.